Богданов Игорь Олегович (bogdan_63) wrote,
Богданов Игорь Олегович
bogdan_63

Category:

Великие душевнобольные. Ги де Мопассан



Ги де Мопассан (настоящее имя Анри-Рене-Альберт-Ги де Мопассан) -знаменитый французский писатель-прозаик, известен как автор новелл, романов. Его биография не изобилует большим количеством подробностей, т.к. Мопассан тщательно оберегал личную жизнь от стороннего вмешательства. Местом его рождения был департамент Нижняя Сена, замок Миромениль, расположенный неподалеку от города Турвиль-сюр-Арк, где он появился на свет 5 августа 1850 г. Мать его по происхождению была из буржуазной семьи, отец - аристократом, представителем знатного лотарингского дворянского рода.

Поначалу Мопассана отдали учиться в духовную семинарию, однако его оттуда отчислили: дисциплина в монашеском учебном заведении оказалась непосильным испытанием. Образование было в итоге завершено в руанском лицее. Будучи лицеистом, Мопассан показал себя как одаренный ученик, которого живо интересовали театр и поэзия. В этот период состоялось знакомство и сближение с Флобером, который приходился родственником его матери. Именно под его началом Мопассан прокладывал себе путь в литературу.

В 1869 г., по окончании лицея, Мопассан отправляется в Париж, где по совету матери и Флобера намерен заняться изучением права. Однако начавшаяся франко-прусская война помешала этому замыслу. В течение двух лет (1770-1771) Мопассан в качестве рядового принимал участие в военных действиях.

Его семья разорилась, и это вынудило будущего писателя устроиться в морское министерство, где на различных чиновничьих должностях он прослужил порядка 10 лет. Его страстью была литература, к карьере он рвения не проявлял. До того как Мопассан впервые выступил в литературе, он на протяжении 6 лет напряженно писал, уничтожал свои сочинения. И только когда, по мнению наставника Флобера, его произведения стали отличаться достаточной степенью стилистической целостности и зрелости, он рискнул опубликовать первое свое произведение. Это случилось в 1880 г. Его рассказ «Пышка» увидел свет в сборнике, куда входили повести Золя, Энника, Алексиса и других авторов. После этого рассказа Мопассан сразу стал известным писателем. В том же году увидел свет поэтический сборник «Стихотворения»; благодаря ему Мопассану удалось уйти со службы и устроиться в газету хроникером.

Литературной деятельности он все последующие годы не оставлял, проявляя завидную плодовитость. На протяжении 11 лет (1880-1891), из-под пера Мопассана вышло около трех сотен новел, несколько десятков критических статей, а также шесть крупных романов: «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885). «Монт Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (1888), «Сильна как смерть» (1889), «Наше сердце» (1890). Благодаря этим произведениям Мопассан обессмертил свое имя как представитель новейшей национальной новеллистики. Критики были единодушны в восторженных отзывах, он был настоящим любимцем читательской публики.

Все это позволяло иметь приличный заработок; Мопассан привык жить, ни в чем
себе не отказывая, кроме того, оказывал огромную материальную поддержку матери и семье младшего брата. Постоянные интеллектуальные нагрузки стали для его здоровья непосильным бременем, оно стало истощаться быстрыми темпами. Наследственность Мопассану досталась неважная: его мать была постоянной жертвой неврозов, а брат скончался в психиатрической лечебнице. Писатель уделял большое внимание своему здоровью, физически был очень крепок. Однако даже здоровое тело не смогло помочь ему иметь здоровый дух.

С 1884 г. его постоянно одолевали нервные припадки; писатель стремился к уединению, стал видеть в людях исключительно темные стороны натуры, разочаровался в них, мучительно искал нечто ускользающее от него, недостижимые идеалы. Внешняя сторона жизни Мопассана выглядела более чем благополучной: он получил премию от Академии, сотрудничал с престижным изданием, имел огромный успех в свете, но его внутреннее состояние было далеко от гармонии. Зимой 1891 г. он пытался покончить жизнь самоубийством, после чего лечился в психиатрической лечебнице. Со временем припадки становились все более учащенными, и в 1893 г. Ги де Мопассан умер от паралича мозга.

История болезни
Почти половину своей жизни Мопассан страдал от болезни, которую в то время совершенно не умели лечить. С 70-х гг. XIX в. и вплоть до начала 20-х гг. следующего столетия сифилис собирал богатую жатву в Европе. Особенно распространен он был среди представителей творческой интеллигенции. Этим недугом страдали Гоген и Тулуз-Лотрек, Ван Гог и Мане, Доде, Бодлер, Ницше. Мопассан заразился сифилисом, когда ему было около двадцати пяти от одной из своих многочисленных подружек. Примерно через год появляются первые симптомы: у Мопассана начинают бурно, порой целыми клоками, выпадать волосы. Тургенев отмечал: «Бедняга Мопассан теряет всю растительность на теле… Он по-прежнему очень мил, но сейчас весьма дурен собой». А вот что пишет сам Ги одному из своих приятелей: «У меня сифилис, наконец-то настоящий, а не жалкий насморк… нет-нет, самый настоящий сифилис, от которого умер Франциск I. Велика беда! Я горд, я больше всего презираю всяческих мещан. Аллилуйя, у меня сифилис, следовательно, я уже не боюсь подцепить его».

Семейная традиция

Ему прописывают цианистую ртуть и йодистый калий – так тогда лечили сифилис. Однако со временем этот диагноз практически исчезает из лексикона врачей, лечивших Ги. Сильнейшие головные боли, желудочные недомогания, прогрессирующую слабость зрения они объясняют вспышками инфлюэнцы, невралгией, мигренями и различными неврозами. Им и в голову не приходит, что все это может быть следствием сифилиса. Горячие души и ванны, лучшие минеральные источники и spa-курорты Франции и Швейцарии – Мопассан испробовал все. Безрезультатно. Его работоспособность падает, а ведь он должен был сочинять, чтобы поддерживать уже ставший привычным образ жизни, помогать матери и младшему брату Эрве. Эрве… Ги очень переживал из-за брата, который тоже был серьезно болен. Эрве заразился сифилисом еще во время службы в армии, и вскоре болезнь стала отнимать у него разум. Он стал опасен для окружающих, и Ги вынужден был поместить его в психиатрическую больницу. Крики брата, бьющегося о решетки своей комнаты, с тех пор часто звучали в ушах Ги по ночам.

Навстречу тьме

Болезнь постепенно подтачивает силы писателя. Усиливаются боли. От них спасают только наркотики – морфий и эфир, к которым он достаточно быстро пристрастился. Правда, физически Мопассан еще довольно крепок. Влечение к женщинам у него также не ослабевает, однако тяжелые отеки и глубоко запавшие глаза очень изменили его лицо. Но сильнее всего поражена его психика. Он страдает от кошмаров и галлюцинаций. Прием наркотиков делает эти приступы еще более мучительными. Мопассан понимает, что сползает в безумие. «Я не хочу пережить самого себя», – пишет он одному из друзей. Если речь идет о выборе между смертью и безумием, считает Ги, колебаниям не должно быть места. Ведь он больше не может не только творить, но даже здраво размышлять.
В ночь на 2 января 1892 г. Ги в своей квартире в Ницце вынимает из ящика письменного стола револьвер и, приставив ствол к виску, нажимает на спусковой крючок. Однако вместо выстрела раздается лишь негромкий щелчок бойка. Дело в том, что накануне Ги из этого самого револьвера через окно палил по прохожим, вообразив, что это – его враги, и его слуга Франсуа, встревоженный состоянием хозяина, потихоньку разрядил револьвер. Ги хватает нож для бумаг и пытается перерезать себе горло, ему не удается это сделать, он бросается к окнам, стараясь сорвать с них ставни, чтобы выброситься на мостовую. Проснувшемуся от шума Франсуа с помощью дюжего матроса удалось скрутить его, а потом как-то успокоить. Следующие несколько дней Ги проводит под «домашним арестом», т.к. его мать, Лора де Мопассан, стараясь избежать скандала, не решается сразу согласиться на помещение Ги в психиатрическую клинику. В конце концов, ей все-таки приходится пойти на этот шаг.

В психиатрической лечебнице периоды относительного спокойствия все чаще перемежаются со вспышками буйного гнева и бреда.

Обретение покоя

Смерть освободила Ги де Мопассана от земных мук 6 июля 1893 г. Последние его слова были: «Тьма! О, тьма!»

Писателя хоронили на парижском кладбище Монпарнас. Присутствовало много выдающихся представителей творческой интеллигенции, в т.ч. скульптор Роден и Дюма-сын. Прочувствованную прощальную речь произнес Эмиль Золя. В своем завещании Ги просил похоронить его без гроба. Он желал, чтобы его прах скорее смешался с землей. Словно в насмешку, его тело положили в тройной гроб из дуба, сосны и цинка. Зато другая часть его завещания была выполнена точно. Большую часть своего состояния Ги оставил своей маленькой племяннице – дочери Эрве.
Комья земли с глухим стуком падали на крышку гроба. «Какая судьба, – повторял Дюма. – Какая потеря для литературы! О, какой это был гуляка!»

Мопассан привнес в литературу физиологизм и натурализм, его произведения часто принизаны эротикой, что стало новинкой. Писатель испытывал потребность постоянно бороться с бездуховностью общества, которое зациклилось лишь на потреблении.

https://mirvracha.ru/forum/latest/18682
Tags: литература, психиатрия
Subscribe
promo bogdan_63 december 1, 2021 13:42 950
Buy for 200 tokens
Очень рад, что вы заглянули в мой блог! Надеюсь, вам будут интересны мои записи. Предлагаю для начала посмотреть разделы: Мой сайт СССР Россия Медицина Медицинские байки Юмор Образование История Культура Буду рад всем новым друзьям. Присоединяйтесь, пообщаемся!…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments