16 августа 1855 года, во время Крымской войны, случилось злополучное Сражение на Чёрной речке, в значительной степени предопределившее падение Севастополя. (Как мы помним, это произойдёт уже в сентябре).
…Итак, примерно сорок тысяч русских двинулись на штурм Федюхиных высот. (Эта часть Крымских гор проходит от Балаклавы до Севастополя – и, между прочим, получила своё название по имени генерала Федюхина, участника той самой войны). Нашим противостояло около шестидесяти тысяч союзников (в основном – французов; были также сардинцы и турки).
…Вы скажете – безумие и самоубийство?.. (По мнению одного участника событий, противник соорудил на высотах «укрепления лучше севастопольских»… вдобавок, на пути наступавших простиралась естественная преграда – та самая река Чёрная). Тем не менее, русские полки двинутся в лобовую атаку – под убийственным огнём возьмут так называемый Трактирный мост – и атакуют склоны, буквально устилая их телами павших. (Вдобавок, войска входили в бой по частям – дивизия за дивизией; превосходящему численно противнику оставалось только поочерёдно расстреливать их на открытой местности...) В конце концов, наступление захлебнётся… русские отошли; их никто не преследовал. У нас выбыло до десяти тысяч (из них почти две с половиной – убитыми, включая трёх генералов); у противника – тысяча семьсот человек (убитыми – около трёхсот).
Буквально на следующий день ободренные интервенты усилят бомбардировки – и начнут подготовку очередного штурма города…
…Участник событий, Лев Толстой посвятил этому событию одно из, вроде бы, всего двух своих стихотворений:
На Федюхины высоты
Нас прошли всего три роты,
А пошли полки!..
Оттуда же ставшее поговоркой:
Гладко вписано в бумаги,
Да забыли про овраги,
А по ним ходить...
…Как известно, поражение – «всегда сирота»… но, всё же, попытаемся разобраться в событиях, предшествовавших этой катастрофе (и приведших к ней…)
…Итак, в феврале умер Николай I – императором стал Александр II, сторонник скорейшего выхода из войны. (Что он, в конце концов, и осуществит – причём на неожиданно мягких для проигравшей России условиях). Однако, поначалу царь строго соблюдает имидж «продолжателя дела батюшки» – он не мог просто так приказать сдать Севастополь и начать переговоры!.. В то же время – не верил в успех обороны… (Александра можно понять – гарнизон таял от болезней и под ежедневными артобстрелами). Так родилась идея – предпринять попытку снять блокаду…
…Именно об этом император намекнёт в письме командующему, князю Михаилу Горчакову – а для доходчивости пришлёт своим представителем генерал-адъютанта Вревского. (Существует мнение, что, наоборот, всех убедил именно барон Вревский: «Общую атаку… следует предпочесть гибельной эвакуации без боя», – впрочем, в этой истории все выжившие старательно валят вину друг на друга. Так или иначе – императорский посланец начнёт обрабатывать Горчакова…
…который и так всё понял!.. Прослужив два с лишним десятилетия под началом таких крутых людей как Паскевич и сам Николай I, князь улавливал волю начальства с полуслова). И вот роковое решение принято – при этом Горчаков пишет военному министру Долгорукову: «Не следует обманываться, я иду на неприятеля в отвратительных условиях. Благоволите вспомнить обещание, которое вы мне дали, – оправдывать меня в нужное время в должном месте. Если дела примут худой оборот, в этом вина не моя». То есть – командующий начинает битву, будучи заранее уверен в своём поражении!..
…С началом тоже не заладилось – и это одно из самых тёмных мест всей печальной истории… Если верить последующему рапорту Горчакова, атака на Федюхины горы была предпринята самовольно – и начал её генерал от кавалерии Реад, чьи две дивизии больше всех и пострадали. Якобы, тот неправильно понял посланный через адъютанта приказ!.. (Для справки – Николай Реад имел награды ещё за Наполеоновские войны; потом воевал в Польше и на Кавказе – современники отзываются о нём с исключительным уважением). Так или иначе – узнать, каков был приказ, нельзя… генералу почти в самом начале атаки оторвёт голову вражеской гранатой… Вслед за командиром будет перебит его штаб, а вскоре – и почти все офицеры…
…Справедливости ради – признанный одним из главных виновников, Вревский, был в гуще боя!.. Сначала под ним убьёт лошадь – Горчаков попытается отправить барона в тыл. (Командующий тоже находился под огнём). Вревский останется – и поменяет коня. Его тут же контузит – причём, ядром собьёт фуражку… генерал не двинется с места – следующее ядро угодит ему в голову… Совпадение или нет – но практически сразу Горчаков даст приказ к отходу…
P.S. …Как видим, причиной беды стал пресловутый «человеческий фактор»… (Солдаты, по отзывам противников, проявят «традиционную стойкость»). И Ваш покорный слуга в очередной раз задаётся вопросом: «А как бы развернулись события, будь во главе Суворов?..» Конечно, прошло полвека – во времена Александра Васильевича плотность и мощь огня была иная… но всё же?.. Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 16 августа 1961 года родилась Мария Сюзанна Микаэла Дорнонвилль де ла Кур – вокалистка шведской команды Army of Lovers в 1991–1995 гг.
И ещё. 16 августа 1980 года родился Роберт Байрон «Боб» Харди, басист британской группы Franz Ferdinand.
https://shatff.livejournal.com/1705011.html?utm_medium=email&utm_source=JournalNewEntry
Journal information