Богданов Игорь Олегович (bogdan_63) wrote,
Богданов Игорь Олегович
bogdan_63

Categories:

В этот день… 16 июля – 2

О разном – включая автомобиль Фрезе – Яковлева

Сегодняшний день проходит сквозь века, нанизывая на себя целую гирлянду воистину эпохальных событий!.. Например, именно 16 июля 622 года начинается летосчисление по Хиджре – состоялся знаменитый переезд пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Поскольку календарь будет принят спустя пятнадцать лет после события, отправной точкой, согласно воле халифа, станет не сама дата переезда (произошедшего в сентябре) – а первый день первого месяца того же года. 

…В этот же день 1054-го окончательно оформится давно зревший христианский раскол – после очередных безрезультатных переговоров,  папский посланник возложит на алтарь Константинопольской Софии буллу с анафемой. Патриарх немедленно ответит – и, обменявшись проклятиями, православие и католичество пойдут разными путями…



…Принято считать, что именно в этот день 1860 года отец премии собственного имени Альфред Нобель впервые продемонстрировал мощь своего основного изобретения – динамита; но ещё более впечатляющим окажется 16 июля 1945-го, когда на полигоне Аламогордо в Нью-Мексико была взорвана первая в мировой истории ядерная бомба (между прочим, это плутониевое изделие носило кличку «Гаджет»).

…Случилось и немало событий меньшего, но всё равно, нешуточного масштаба – вроде основания автомобильной легенды «Ауди» или публикации культовой «Над пропастью во ржи» Сэллиджера  – так что, не знаешь, что и выбрать…

…Потому, обратим внимание на менее известный, но крайне примечательный факт – и перенесёмся в Нижний Новгород, где 16 июля 1896 года на знаменитой выставке был представлен первый русский автомобиль.



…Разумеется, нам очень хотелось бы заявить о каком-нибудь отечественном приоритете, но не получится – Карл Бенц запатентовал свой двигатель  десятилетием раньше. Более того: известно, что до этого наши первопроходцы успели побывать на Всемирной выставке в Чикаго – и вряд ли могли пройти мимо выставленного там авто «Бенц-Виктория»… Впрочем – по порядку.

…Отставной лейтенант военного флота Евгений Яковлев владел предприятием под говорящим названием «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева»; горный инженер Пётр Фрезе – «Акционерным обществом постройки экипажей «Фрезе и К°». Естественно, взявшись создавать отечественный автомобиль, первый взялся за двигатель и трансмиссию; второй – за кузов.

(Тут надо отметить, что разделение труда для начала автомобильной эры было типичным: одни предприятия делали шасси; другие, в соответствии с индивидуальными пожеланиями заказчика – кузова. Российские экипажные мастерские добились такого совершенства, что в начале века «Мерседесы» комплектовались именно отечественными кузовами (которые красиво назывались «кароссери»). Новаторским было, как раз, желание партнёров объединить усилия для производства готового авто).

 

…Итак, похожий на конную пролётку автомобиль Фрезе-Яковлева мог развивать скорость в 20 вёрст, весил 300 кг – и стоил полторы тысячи рублей. Существуют разные мнения относительно авторства двигателя: некоторые считают, что Яковлев заимствовал идеи Бенца. Другие указывают, что к тому времени отставной моряк не только занимался этим более десяти лет, но и получил несколько патентов – причём, успешно экспортировал свои двигатели в Европу – а один из его образцов красовался в лаборатории самого Менделеева. Наконец, есть мнение, что, в любом случае, Яковлев  существенно улучшил двигатель Бенца, уменьшив его вес – а за счёт этого Фрезе смог поставить автомобиль на деревянные колёса и расширить колею. (Немцы использовали велосипедные колёса). При этом вес более основательного русского авто остался примерно тем же.

Планы у компаньонов были серьёзные – эксперты считают, что «Фрезе-Яковлев» задумывался как серийный коммерческий автомобиль, однако… новинка не вызовет никакого ажиотажа!.. Спокойно отреагировала императорская семья – Николай распробует «самоходные повозки» только через десятилетие, причём предпочтение отдаст французским «Delaunnay-Belleville»…

…Увы, у наших пионеров этих десяти лет в запасе не окажется – уже через два года Яковлев неожиданно умрёт (ему был всего-то сорок один). Фрезе продолжит в одиночку (одним из его компаньонов станет памятный нам ретейлер Елисеев) – на этом предприятии появится сначала первый российский электромобиль, потом – первый грузовик, и, наконец – даже первые карета скорой помощи и автопоезд!.. Однако, в начале века российские власти зачем-то введут льготные пошлины на готовые импортные авто… менее чем через два года Фрезе будет вынужден продать свой бизнес Руссо-Балту – и отойдёт от дел…



P.S. …Рассказывают, что патриотизм Яковлева доходил до того, что в своей фирме он не допускал иностранцев к руководящим должностям – и очень сокрушался, когда приходилось закупать английский кокс (речь об угле – у нас нужно марки не делали). Зато с удовольствием продавал свои двигатели за границу – не ради выгоды или личной славы, а для престижа Отечества!.. Вот такие люди стояли у истоков нашего автопрома… но – не преуспели... Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. Согласно некоторым источникам, именно 16 июля 1966 года – день, когда Эрик Клэптон, Джек Брюс и Джинджер Бейкер объединились в первую супергруппу Cream. Всего за два года своего существования эта британская команда навсегда изменила представление о блюзе и роке.

https://shatff.livejournal.com/1671935.html?utm_medium=email&utm_source=JournalNewEntry
Tags: история
Subscribe
promo bogdan_63 december 1, 2021 13:42 964
Buy for 200 tokens
Очень рад, что вы заглянули в мой блог! Надеюсь, вам будут интересны мои записи. Предлагаю для начала посмотреть разделы: Мой сайт СССР Россия Медицина Медицинские байки Юмор Образование История Культура Буду рад всем новым друзьям. Присоединяйтесь, пообщаемся!…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments