Богданов Игорь Олегович (bogdan_63) wrote,
Богданов Игорь Олегович
bogdan_63

Categories:

Как помочь сотрудникам справиться с тревогой и стрессом в период пандемии

Давайте сотрудникам задачи в зависимости от реакции на стресс

Тревога — предшественник паники. В таком состоянии сложно сохранять критичность мышления и продуктивно работать. Оцените уровень тревожности сотрудников. Обратите внимание на то, как люди реагируют на происходящее. В зависимости от этого выберите стратегию взаимодействия с ними.

1. «Альтруисты» — сотрудники, которые готовы забыть о себе и своих потребностях. Эти люди — в зоне риска. Призовите их не геройствовать и сообщать вам о перегрузках. Напомните, что если они не позаботятся о себе, им будет сложно заботиться о других людях.

2. «Обвинители» выражают тревогу через нападки, активно и агрессивно выражают недовольство и доносят свои обиды. Объясните такому сотруднику, что руководство делает все возможное. Загрузите его важной работой и скажите, что вы полагаетесь на обвинителя, и без его работы всему коллективу не обойтись.

3. «Рассудительные» — люди, которые в состоянии стресса отключают эмоции. Тревога превращает их в роботов, способных только думать, но не чувствовать. Они срочно начинают придумывать какие-то планы. Много рассуждают и теряют контакт с собой. Ваша задача — вернуть этих людей к действительности. Давайте им конкретные и четкие задания. Так вы поможете им уйти от абстрактного теоретизирования и решать реальные проблемы.

4. «Отрицающие» — люди, которых стресс заставляет людей занимать отстраненную позицию или вовсе отрицать проблему. Они не соблюдают меры безопасности, ведут себя неразумно и подвергают опасности окружающих. Объясните таким сотрудникам, что их поведение нерационально. Напомните о санкциях, которые последуют, если не выполнять поручения руководства.
  
К СВЕДЕНИЮ

Если коллектив сильно загружен и не выполняет все задачи, выясните причину. Это может быть связано не только с огромной нагрузкой, но и низким темпом работы отдельных сотрудников. Перекомплектуйте смены, дайте медленному работнику быстрого напарника, привлеките дополнительные ресурсы.
Поддерживайте ритуалы

Если у коллектива есть привычные ритуалы — поддерживайте их. Это может быть внутренняя планерка или короткое чаепитие после обеда. Такие мелочи создают ощущение стабильности и успокаивают. Обратите внимание на новые ритуалы, которые тоже создают у сотрудников ощущение спокойствия. Например, регулярная санитарная обработка и мытье рук, ношение масок.
Пресекайте слухи

Одна из причин паники — дефицит информации. Информационный вакуум порождает слухи и сплетни. Оцените, насколько в вашем коллективе велик масштаб распространения слухов и его влияние. Постарайтесь стать основным источником достоверной информации. Рассказывайте сотрудникам о случаях успешного излечения пациентов. Делайте короткие информационные вбросы в течение дня. Используйте разные каналы информации, ссылайтесь на авторитетные источники. Рассказывайте об опыте иностранных коллег.

Выявите главного паникера

Чтобы предотвратить массовую тревогу, нужно понять, от кого исходит паника. Как правило, такому сотруднику нужно ваше личное внимание. Поговорите с ним, успокойте. Призовите прийти к вам за разъяснением и дополнительной информацией.

Иногда в ситуации кризиса поднимают панику скрытые лидеры. Эти люди обладают устойчивым авторитетом внутри компании и могут быть в оппозиции к руководству. Ваша задача — поговорить с ними, обратить внимание на факты, объединить силы. Переведите лидеров в режим ручного управления. Давайте ответственные задания в период форс-мажоров.

Поддерживайте антикризисную коммуникацию

Чаще выходите на контакт. Регулярно проводите собрания, лично рассказывайте о том, что происходит. Люди должны видеть: ситуация под контролем. Не замалчивайте важную информацию. О реальной опасности говорите грамотно, взвешенно и коротко. В период паники просите руководителей среднего звена уделять больше внимания подчиненным.

Перейдите на ручное управление

Демократия — не лучший стиль управления в критической ситуации. Чтобы купировать панику, переведите коллектив на ручное управление. Возьмите на себя ответственность за принятие важных решений. Объясните подчиненным, зачем нужны жесткие меры. Покажите, что к вам можно прийти с предложениями и идеями. Люди на местах всегда лучше знают, как протекают ключевые процессы, где большие сбоит. Дайте им возможность высказаться.
Поощряйте взаимопомощь

Призовите сотрудников хотя бы на время прекратить междоусобные войны. Напомните, что кризис — подходящее время проявить себя, обратить внимание на тех, кто рядом. Объясните, как важно поддерживать друг друга и уважать. Создайте доброжелательную атмосферу и попросите сотрудников ее поддерживать. Чаще благодарите людей за труд.

Предлагайте использовать методики релаксации

Иногда чтобы побороть приступ паники, одних слов недостаточно. Расскажите сотрудникам о простых, но эффективных упражнениях для релаксации. Их можно выполнять на работе и дома.

Дыхательная гимнастика. Сядьте ровно, выпрямите спину. Плотно прижмите стопы к полу, почувствуйте полное соприкосновение. Расслабьте руки и положите их на колени. Закройте глаза. Основное, на чем вам нужно сосредоточить внимание — это дыхание. В течение пяти секунд очень медленно вдыхайте воздух носом. Потом сделайте плавный выдох через рот, считая про себя до пяти. Во время выдоха представляйте, как тревоги покидают ваше сознание. Повторите цикл дыхания несколько раз.

Работа с ощущениями. Примите горизонтальное положение или сядьте на стул. Закройте глаза и максимально расслабьтесь. Цель упражнения — фиксация телесных ощущений. Медленно «просканируйте» свое тело от макушки до пальцев ног. Проговаривайте про себя части тела. Не спешите, уделите каждой зоне достаточно внимания. Дышите ровно и спокойно. Ощутите соприкосновение спины с полом или спинкой стула. Почувствуйте, как руки и ноги тяжелеют, как расслабляются мышцы лица.

Приложение. Ответы на вопросы
1. Частная клиника сокращает сотрудников. Как сообщать дурные новости

Не рубите хвост по частям, решите вопрос быстро. Вызовите к себе всех, кого решили сократить. Проинформируйте людей об увольнении и по возможности сразу выведите из коллектива. Для остальных сотрудников проведите собрание и сообщите о сложности ситуации. Люди должны знать, что жесткие меры нужны для выживания медорганизации. Раздайте коллективу новые задачи и сориентируйте, как будете работать дальше.
2. Как успокоить врачей и уверить, что они в безопасности

Слова типа «не волнуйтесь», «не беспокойтесь» оказывают противоположный эффект. Лучше говорите «принимаем меры», «работаем», «сейчас мы это контролируем». Хорошо работают глаголы совершенного вида. Не говорите «вы в безопасности», призывайте взвешивать риски и строго следовать рабочим инструкциям.
3. Как противодействовать выгоранию медработников

Давайте людям передышку хотя бы на пятнадцать минут. Организуйте зону отдыха. У работников должна быть возможность побыть в одиночестве. Люди выгорают, когда они не очень понимают, за что борются. Говорите с сотрудниками, покажите, как вы их цените.
4. Что делать с сотрудником, который при пациенте поддался панике

Поговорите с медработником после инцидента. Скажите, что понимаете его тревогу. Сейчас ваша цель — не ругать, а поддерживать. Научите правильно дышать или выполнять упражнение на релаксацию. Предложите уйти в отдельную комнату, чтобы привести себя в порядок. Попросите впредь просить вас о помощи в случае, если возникнет похожая ситуация.
5. О чем говорить на общих собраниях, чтобы не усугубить панику

Ваше выступление должно быть коротким и четким. Оно может звучать примерно так: «Здравствуйте, уважаемые коллеги. Да, для нас сейчас непростая ситуация, вы все про это знаете. Мы все в одной лодке. Давайте я расскажу вам реально, что сейчас происходит в нашем медучреждении (перечисляете). Давайте я расскажу, каких действий я ожидаю от вас (перечисляете поименно). Спасибо, уважаемые коллеги. Ситуация не рядовая, но управляемая. Коллектив у нас сильный, профессиональный. Я думаю, что мы выстоим».

Tags: психология
Subscribe
promo bogdan_63 декабрь 1, 2021 13:42 964
Buy for 200 tokens
Очень рад, что вы заглянули в мой блог! Надеюсь, вам будут интересны мои записи. Предлагаю для начала посмотреть разделы: Мой сайт СССР Россия Медицина Медицинские байки Юмор Образование История Культура Буду рад всем новым друзьям. Присоединяйтесь, пообщаемся!…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments