Богданов Игорь Олегович (bogdan_63) wrote,
Богданов Игорь Олегович
bogdan_63

Categories:

Театр наоборот

Есть в нижегородском художественном музее (доме Сироткина) одно полотно, которое не может оставить равнодушным.
Лично меня оно сначала напугало, потом я все-же подошла рассмотреть, не золотые ли коронки у этих скалящихся морд с гротескно заостренной мимикой. Так и застряла на изучении движений мышц лица этих странных людей в попытке понять их внутреннее душевное состояние. В этой мимике можно найти веселье, сарказм, отвращение и даже испуг, но нельзя найти равнодушия и скуки. И только потом я прочитала название. Это полотно называется «На представлении в Люблине» и написал его польский художник Феликс Пенчарский, который жил в начале XIX века. Оказалось, что год назад картина стала центром выставки одной картины «Философия смеха», но, когда возникла идея выставить «смеющееся» полотно, организаторы столкнулись с целым рядом проблем: художник в родной Польше мало известен, даже найти его биографию было довольно сложно. В итоге нашли. И я ее прочитала.
И тут все сразу встало на свои места.


Гротеск Феликса Пенчарского Картинки (Feliks Pęczarski (1804/05-1862) получает дополнительное объяснение: художник от рождения был глухонемым (глухим). Это многое меняет и демонстрирует возможности восприятия окружающих глухими людьми того времени. В то время уже были отдельные институты глухонемых, в одном из которых в Варшаве и учился художник, но это был всего лишь первый опыт.

Считается, что обособленные группы глухих людей использовали языки жестов начиная с V века до нашей эры. Однако до XIX-го века большая часть того, что известно об языках жестов, ограничивалась «ручными» алфавитами, которые разработал Педро Понсе де Леон (1520–1584) – а это буквально только «здравствуйте» и «хорошо».
В 1620 году Хуан Пабло Боне (Juan Pablo Bonet) опубликовал книгу «Сокращение букв и произведений искусства для обучения немых людей говорить». Эта книга считается первым современным трактатом фонетики языка жестов для глухих, однако он довольно далек от современных возможностей языка жеста (как словарный запас Эллочки Щукиной из романа Ильфа и Петрова от словарного запаса современного интеллигента). И только в XVIII веке француз Шарль-Мишель де Эпее опубликовал свой ручной алфавит, который сохранился почти неизменным до настоящего времени. Тогда же были основаны первые школы для глухих детей в Париже, выпускник которой основал Американскую школу для глухих в 1817 году, а его сын основал школу для глухих в Вашингтоне в 1857 году, которая в настоящее время называется Университетом Галлоде – это единственный университет гуманитарных наук для глухих людей в мире.
Поэтому можно сказать, что обучение художника в учреждении хоть и имело в основе специфику «для глухих», но базировалось на приоритете визуального. Его учили различать эмоции и угадывать желания других людей. И этот приоритет можно проследить во всем его творчестве.



В 1831 году художник переехал из Варшавы в Люблин, где он и создал свои основные произведения и умер в 1862 году как "известный глухонемой художник, автор произведений религиозного, исторического и жанрово-бытового содержания".
Картина про эмоции зрителей спектакля стала театром наоборот, где важнее то, как воспринимают, а не то, что показывают. Кстати, на родине эта картина известна под условным названием "Эффект мелодрамы".

https://med-in-art.livejournal.com/28332.html?utm_medium=email&utm_source=JournalNewEntry
Tags: анатомия
Subscribe
promo bogdan_63 december 1, 2021 13:42 978
Buy for 200 tokens
Очень рад, что вы заглянули в мой блог! Надеюсь, вам будут интересны мои записи. Предлагаю для начала посмотреть разделы: Мой сайт СССР Россия Медицина Медицинские байки Юмор Образование История Культура Буду рад всем новым друзьям. Присоединяйтесь, пообщаемся!…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment