Сан Саныч был ученым-термоядерщиком и всю свою жизнь проработал в закрытом институте НИИЭФА под Ленинградом, где оставил не только свое здоровье, но и надежды на лучшую жизнь.
В 70-е годы прошлого века в СССР именно в НИИЭФА началась разработка невиданных для того времени перспективных термоядерных реакторов ТОКАМАК. В этой области мы были впереди планеты всей и планировали к началу 21 века обеспечить всю страну почти бесплатной термоядерной электроэнергией!
Моя сестра и Сан Саныч познакомились друг с другом сразу после студенческой скамьи в 1971 году, когда были молодыми специалистами НИИЭФА, полюбили друг друга, создали семью, и начали воплощать в жизнь свою мечту о великом мирном термояде.
Поначалу для молодых ученых будущее представлялось радужным, но после рождения в 1980 году дочери выяснилось, что жизнь молодой семьи в 10-ти метровой комнате коммунальной квартиры неидеальна.
Как ни горько это звучит, но жилищную проблему помогла решить смерть близкого родственника: умер дедушка, и у молодой семьи появилась малогабаритная трехкомнатная квартира в пятиэтажной хрущевке в придачу со смертельно больной бабушкой в одной из комнат. Жизнь стала налаживаться.
После смерти бабушки в квартире стало свободней, но началась Перестройка. Зарплаты молодым ученым с трудом хватало на еду. А вокруг процветали кооперативы, спекулянты, фарцовщики, перекупщики и просто бандиты. Сан Саныч устроился на вторую работу, открыл свой маленький бизнес. И жизнь продолжала налаживаться.
А потом СССР развалился. Пьяный Ельцин плясал под дудку заокеанских кукловодов, в стране начался хаос. Атомную промышленность России поставили под контроль США и НАТО, в стране в массовом порядке уничтожалось ядерное вооружение, авианосцы, атомные подводные лодки и крейсера. Термоядерный реактор будущего ТОКАМАК тоже был успешно уничтожен бандой предателей.
И вот, наконец, в 2000 году к власти пришел новый молодой и сильный президент. Страна стала возрождаться. Жизнь снова начала налаживаться.
Сан Саныч и моя сестра проработали в НИИЭФА до самой своей досрочной пенсии (в связи с радиоактивным облучением), но кроме нищей беспомощной старости и мизерного пособия по инвалидности ничего от государства не получили. После разъезда с вышедшей замуж дочкой они жили в крохотной однокомнатной развалюхе, сил и средств на восстановление которой уже не оставалось. Вот так на старости лет они снова оказались в лачуге, как тот старик со старухой из древней сказки.
Я тоже атомщик с 40-летним трудовым стажем. Более 16 лет находился на государственной службе в Госатомнадзоре СССР. На старость не накопил, но здоровье потерял. Обещания Ельцина о льготах для пенсионеров Госатомнадзора были забыты сразу после его ухода с поста президента.
Все мы рассчитывали, что в обновленной России стариков не обидят. Получилось наоборот. Пенсионная реформа вскрыла лицемерие сегодняшней власти. Старикам здесь не место. Старики должны умереть.
Сан Саныч умер промозглым октябрьским утром в реанимационном отделении Елизаветинской больницы Санкт-Петербурга. Умер без мучений. Врачи до последнего боролись за его жизнь. Огромная им человеческая благодарность за это! Сан Саныч умер не только от болезни, он умер также от ощущения своей ненужности государству.
Ну, что ж, Сан Саныч умер достойно. Пусть земля будет ему пухом! Счастливой жизни не получилось. Спасибо Родине за достойную смерть!
8 октября мы попрощались с Сан Санычем в питерском крематории. Потом по русскому обычаю скромно помянули покойного в узком кругу. В этот день Санкт-Петербург неожиданно осветился скупыми лучами осеннего солнца, и я подумал: хороший знак. Верю, что счастье
будет. Пусть даже не в этой жизни ...
Что же касается благодарности Родине за достойную смерть, то здесь нет никакого юродства. Просто после развала СССР мне пришлось пережить множество смертей дорогих для меня людей, включая отца и мать. Считаю, что ужасные и мучительные смерти наших соотечественников в условиях полуразрушенных больниц, отсутствия медицинского персонала, необходимых лекарств и обезболивающих средств являются преступлением против человечности. Сейчас в России можно хоть умереть достойно. За это я искренне благодарен руководителям государства. Надеюсь, что когда-нибудь в нашу страну вернется и достойная жизнь ...
Байки старого атомщика.
Спасибо Родине за достойную смерть
Journal information