В ближайшее время в Думе соберется рабочая группа по проработке этой идеи, сообщает издание.
По словам Онищенко, эксперты должны выработать требования к содержанию бортовых аптечек, определить ответственность за отсутствие в них обязательных препаратов, а также регламентировать доступ к лекарствам бортпроводников и пассажиров-медиков.
На сегодняшний день не существует определенных требований к содержимому аптечек на воздушном транспорте. Их комплектуют согласно методическим рекомендациям по обеспечению воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, утвержденным Росавиацией в 2013 году.
Состав аптечки разбит на три комплекта: первой помощи (анальгетики, противоотечные, противовоспалительные, противорвотные и противоаллергические средства, седативные препараты, бинты, лейкопластыри, салфетки, термометр), универсальный профилактический (медицинские маски, перчатки, салфетки) и комплект медицинских средств (растворы для внутривенных и внутримышечных инъекций, гормональные средства, бронхолитики).
Главная проблема, поясняет Онищенко, заключается часто не только в отсутствии лекарств на борту, но и в самом составе бортовой аптечки: он варьируется в зависимости от авиакомпании.
Еще одна проблема — бортпроводники могут оказывать только первую помощь (остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание), а воспользоваться комплектом медсредств (например, назначить кардиологические препараты) имеет право только пассажир с медицинским образованием, если такой окажется на борту.
Среди пассажиров, как правило, имеется медработник с высшим или средним медицинским образованием, однако не существует правил, в каком объеме он имеет право оказать помощь в рамках правового поля и каким образом будет отвечать за возможные последствия, объясняет Онищенко.
Сейчас необходимо создать четкую схему оказания медпомощи, поддержания жизнеспособности больного до посадки самолета и его передачи спецбригаде медиков. Также необходимо определить, в каких случаях самолет с больным пассажиром обязан совершить экстренную посадку, пояснил депутат.
В комитете Госдумы по здравоохранению инициативу бывшего главного санитарного врача поддерживают, выяснили «Известия». В Минтрансе пояснили, что бортовая аптечка формируется на основании требований Международной организации гражданской авиации (приложение 6 к Конвенции о международной организации), при этом ее содержимое и количество медикаментов зависит от пассажировместимости судна. При этом в ведомстве считают нецелесообразным устанавливать ответственность за действия пассажиров-врачей при оказании медпомощи больным или пострадавшим пассажирам. В Росавиации уточнили, что в случаях ухудшения самочувствия пассажиров на борту все российские авиакомпании руководствуются международными рекомендациями (ИКАО).
В Минздраве России, в свою очередь, пояснили, что комплект первой помощи, в соответствии с методическими рекомендациями, имеет право использовать любой член экипажа, согласно руководству по оказанию первой помощи. Первую помощь пассажирам в рейсе оказывает бортпроводник. Изучение стандартов оказания первой помощи и отработка навыков входят в программу подготовки по авиационной медицине для бортпроводника, учения проводятся не реже одного раза в два года, отметили в министерстве.
На мой взгляд, идея удачная и обеспечивает определенную юридическую защиту оказывающему помощь. А что думаете вы, коллеги?
Оказывать помощь в самолете предложено по схеме
Journal information