Богданов Игорь Олегович (bogdan_63) wrote,
Богданов Игорь Олегович
bogdan_63

Categories:

История болезни Франсиско Гойя



Испанский художник Франсиско Гойя как в жизни, так и в творчестве старался следовать высоким гуманистическим принципам. Он создал исторический портрет своей родины, сделав огромный вклад в искусство. Гойя – один из наиболее ярких мастеров эпохи романтизма. Его творчеству присуще разнообразие жанров. Некоторые картины Франсиско представлены в Эрмитаже, их фото можно увидеть в Интернете.

Детство и юность

Франсиско-Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Сарагосе. Через несколько месяцев после рождения мальчика семейство переехало в деревеньку Фуендетодос – это была вынужденная мера, поскольку дом в Сарагосе подлежал ремонту.
Семья имела средний достаток, Франсиско был самым младшим из братьев: старший Камилло в будущем стал священником, а Томас, средний, пошел по стопам отца и стал мастером по золочению. Дети получили довольно посредственное образование, юного Франсиско отдали учиться в мастерскую Лусана-и-Мартинеса.

Юноша не только легко усваивал уроки мастерства, но также приобщался к пению серенад и исполнению искромётных народных танцев. Франсиско был вспыльчивым и гордым молодым человеком, что стало одной из главных причин его частого участия в уличных побоищах.
В результате он вынужденно покинул город, чтобы скрыться от возможных преследований в Мадриде. Из мастерской Мартинеса Гойя уходил без особых сожалений. Учитель и не пытался удерживать талантливого юношу, ведь сам давно советовал ему отправиться учиться дальше.
После переезда Франсиско дважды пытался поступить в Художественную академию, но, поскольку удача ему так и не улыбнулась, молодой человек отправился странствовать.

Живопись

За время скитаний Гойя посетил Рим, Парму и Неаполь. В 1771 году он получает вторую премию Пармской академии художеств. Что касается первой премии, о ней сегодня ничего не известно. Но этот успех позволил Франсиско поверить в себя, ведь академический совет в Мадриде молчаливо встречал картины юного художника на конкурсах и выставках.

По возвращении в Сарагосу Франсиско профессионально занялся живописью, а именно – росписью церковных фресок. Его оформление дворца Собрадиэль и церкви Эль Пилар удостоилось похвал, что подтолкнуло амбициозного Франсиско попробовать снова покорить столицу.

По приезде в Мадрид Гойя стал работать над панно, необходимым для ковров Королевской шпалерной мануфактуры.

Не без участия друга Байеу 22 января 1783 года Франсиско получил важный заказ от графа Флоридабланка. Художник не верил в удачу, ведь написание портрета высокопоставленного вельможи позволило ему хорошо заработать. Но это далеко не всё – благодаря графу, который вводит художника в высшее общество и представляет его младшему брату, королю Дон Луису, Франсиско получает новый заказ.
Дон Луис поручает исполнить портреты членов своей семьи. За свою работу Гойя заработал 20 тысяч реалов, а жене художника досталось платье, расшитое золотом и серебром, стоимостью около 30 тысяч реалов.

Таким образом Франсиско Гойя становится признанным испанским портретистом. В 1786 году Франсиско заинтересовался Карл III, он стал придворным художником. После смерти правителя его преемник Карл IV оставил Гойю на должности, значительно повысив ему жалование.

В 1795 году Франсиско избрали почётным директором Академии Сан-Фернандо. Через 4 года художник достиг вершины карьеры – его возвели в сан первого придворного живописца короля Карла IV.

Личная жизнь

Друг Гойя, художник Франсиско Байеу, познакомил его со своей сестрой. Белокурая красавица Хосефа и темпераментный аргонец сразу же влюбились. Но Франсиско не торопился жениться и решился на этот шаг только после известия о беременности девушки.

Немаловажным моментом было и то, что брат будущей жены владел мастерской, где работал художник. Торжественное событие состоялось 25 июля 1773 года. Ребенок, родившийся вскоре после свадьбы, прожил недолго. Супруга родила пятерых детей, некоторые источники указывают большую цифру. Выжил только один мальчик по имени Франсиско Хавьер Педро, который в будущем стал художником.

Как только Гойя стал вхож в круг придворных дам и аристократов, Хосефу он сразу забыл. В отличие от большинства жен художников супруга не позировала для Франсиско: он написал один портрет жены. Это как нельзя лучше описывает отношение художника к ней. Несмотря на это, Франсиско оставался в браке вплоть до смерти супруги в 1812 году.

Мужчина не был верным мужем, в его личной жизни всегда присутствовали другие женщины, помимо жены. Желанней остальных придворных аристократок для Гойи была герцогиня Альба. После знакомства с девушкой летом 1795 года у пары начался бурный роман. В следующем году умер престарелый супруг герцогини, и она отправилась в Андалузию. Гойя поехал с ней: они несколько месяцев прожили вместе.
Однако в биографии Франсиско произошло неприятное событие: по возвращении в Мадрид Альба покинула художника, предпочтя ему военного на высоком посту. Франсиско оскорбил этот поступок, но расставание оказалось коротким – девушка вскоре вернулась к нему, роман продлился 7 лет. Нужно сказать, что эти отношения не подтверждены какими-либо документами.

Смерть

Осенью 1792 года Франсиско поразила тяжелая болезнь, закончившаяся полной глухотой. И это минимальные последствия, всё могло бы было гораздо хуже, потому что художник постоянно чувствовал слабость, его мучали головные боли, он частично потерял зрение и некоторые время был парализован. Исследователи предполагают, это последствия запущенного ещё в молодости сифилиса. Глухота сильно осложняла жизнь художника, но не мешала ему ухаживать за женщинами.

С годами состояние художника становилось хуже, а его живопись – мрачнее. После смерти жены и женитьбы сына Гойя остался один. В 1819 году художник отошел от дел и уединился в загородном доме «Кинта дель Сордо». Изнутри он расписывает стены мрачными фресками, которые представляли собой видения одинокого и уставшего от жизни человека.
Однако судьба улыбнулась Франсиско, он встретил Леокадию де Вейс. У них вспыхнул бурный роман, в результате которого женщина развелась с мужем.

В 1824 году, опасаясь гонений нового правительства, художник принимает решение уехать во Францию. Два года он прожил в Бордо, но однажды сильно затосковал по родным местам, решил вернуться. Оказавшись в Мадриде в момент пика послереволюционной реакции, он вскоре вынужденно вернулся в Бордо.

Испанский художник умер на руках у преданной супруги в окружении родственников в ночь с 15 на 16 апреля 1828 года. Останки Франсиско возвращены в Испанию только в 1919 году.

Болезнь и диагнозы

Франсиско Гойя считается самым известным испанским живописцем конца XVIII и начала XIX века. Но в середине его карьеры, в 1793 году, у него развилась тяжелая болезнь, которая оставила его прикованным к постели в течение нескольких месяцев. Он испытывал головные боли, головокружение, галлюцинации, проблемы со зрением и звон в ушах. Симптоматика со временем исчезла, но болезнь сделала его глухим. Он дожил до 82 лет. Диагноз поставлен не был В то время, когда Гойя заболел, его недуг врачи диагностировать не сумели. Некоторые эксперты предполагают, что у художника был бактериальный менингит или сифилис. Также существует предположение, что у него развилось отравление свинцом при работе с краской. Синдром Сусака Но в новом анализе д-ра Герцано, хирурга и эксперта по слуху в Школе медицины Университета Мэриленда, утверждается, что Гойя, возможно, страдал аутоиммунным заболеванием, называемым синдромом Сусака.

Согласно Кливлендской клинике, при этом редком состоянии клетки иммунного ответа человека поражают мелкие кровеносные сосуды мозга, сетчатки и внутреннего уха. Симптомы могут включать сильные головные боли, затрудненность мышления, психические проблемы, потерю зрения, равновесия и слуха. Выяснить возможный диагноз художника является сложной задачей, потому что для этого конкретного случая не существует письменных отчетов от его врачей, — сказал Герцано. — Тем не менее Гойя имел определенный набор симптомов, что дало исследователям ключ к постановке возможного диагноза". Синдром Сусака объясняет все симптомы художника. Это заболевание присуще пациентам с длительной потерей слуха. "Хотя наличие сифилиса, бактериального менингита и отравления свинцом может также объяснить симптомы Гойи, люди, у которых существовали подобные заболевания, обычно не восстанавливались, как это случилось с известным художником. Ожидается, что у пациентов с этими заболеваниями будут постоянные прогрессирующие расстройства или дополнительные осложнения, а не улучшение", — также сказал Герцано. Диагноз Гойи остается лишь предположением .Тем не менее Герцано отметил, что в этом случае невозможно поставить окончательный диагноз. "Лучшее, что мы можем сделать, это спекулировать", — сказал он. Если бы сегодня Гойю лечили, врачи, скорее всего, сразу бы определили его болезнь, но возможно, что он все равно бы потерял слух, несмотря на все достижения современной медицины. Современная медицина предложила бы пациенту с подобным диагнозом кохлеарные имплантанты, которые могут восстановить слух. http://fb.ru/post/diseases-and-conditions/2017/5/16/12791

Другая версия болезни. Впервые в 1972 году в университете Нью-Йорка психиатр В. Нидерланд высказал гипотезу, что симптомы опасной болезни Гойи 1793 года могут быть объяснены отравление тяжёлыми металлами.

Немаловажное значение имела техника рисования Гойи: быстрое нанесение мазков жидкими красками увеличивало вероятность попадания свинца в организм, так как разбрызгивание мелких капель красителя способствовало аэрозольному и контактному механизмам проникновения. Также мастер зачастую работал не кистью, а куском сукна или губкой, что создавало очень тесный контакт незащищенных рук художника с ядовитым веществом.

Свинец обычно приводит к хроническим интоксикациям.
Способен длительно депонироваться в тканях, особенно в паренхиматозных органах и костях.
Общие симптомы: «свинцовая» окраска кожи, свинцовая кайма на дёснах, изменение крови (ретикулоцитоз более 6-8 %, базофильная зернистость эритроцитов), увеличение порфиринов в моче. Поражение нервной системы типично и часто. Характерны следующие неврологические синдромы:

• Астенический синдром (головные боли, головокружение несистемного характера, физическая и психическая утомляемость, вялость, нарушение сна, эмоциональная лабильность, сужение круга интересов).

• Свинцовая энцефалопатия (значительное ухудшение памяти, интенсивные головные боли, снижение критики к своему состоянию, психосенсорные расстройства и нарушения восприятий в виде зрительных, слуховых и тактильных галлюцинаций, гиперкинезы в виде дрожания, атаксия, поражение отдельных черепных нервов, явления височной эпилепсии, свинцовая менингопатия).

• Свинцовая колика, протекающая как своеобразный вегетативный криз (схваткообразные боли в животе, нарушение деятельности кишечника, рвота, тахикардия, подъём артериального давления, повышенный уровень катехоламинов в крови).

• Свинцовые параличи – наиболее тяжёлый и типичный синдром.
Правая рука обычно страдает грубее.

Нарушение слуха для свинцовой интоксикации не типично, в данном случае объясняется изолированным поражением слуховых нервов.

Весной 1825 года Гойя вновь тяжело заболел.
На этот раз врач установил диагноз "паралич мочевого пузыря"(?) На каком основании был поставлен диагноз паралич мочевого пузыря в источниках найти не удалось. Можно предположить, что он основывается на парадоксальной ишурии (непроизвольное истечение мочи при переполнении или перерастяжении мочевого пузыря) и врач при обследовании пропальпировал переполненный мочевой пузырь.

Тема, прошедшая красной нитью через все творчество Гойи, - сходство между необузданным весельем толпы и подлинным безумием психически больных людей.

Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе со своей новой семьёй выезжает во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни. В последний год жизни Гойя достиг техники, которую можно определить как свободу творчества. Он наносил цвета пальцами или кусочками сукна, использовал жидкие краски, которые втирал в полотно.

За несколько дней до смерти у Гойи развился правосторонний паралич и он потерял способность говорить.
В ночь с 15 на 16 апреля 1828 года в 2 часа он умер...во Франции в Бордо в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в той церкви, стены и потолок которой он когда-то расписал.

https://mirvracha.ru/profile/show/89549/19829
Tags: Испания, живопись, искусство, история болезни, история медицины, клинический случай
Subscribe

Posts from This Journal “история медицины” Tag

promo bogdan_63 december 1, 2021 13:42 978
Buy for 200 tokens
Очень рад, что вы заглянули в мой блог! Надеюсь, вам будут интересны мои записи. Предлагаю для начала посмотреть разделы: Мой сайт СССР Россия Медицина Медицинские байки Юмор Образование История Культура Буду рад всем новым друзьям. Присоединяйтесь, пообщаемся!…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment